СИРИУС.ЛЕТО:
НАЧНИ СВОЙ ПРОЕКТ
Программа для вовлечения талантливой молодежи в работу над актуальными задачами российской науки и приоритетными технологиями для развития собственных регионов
Сбор проектных предложений
до 1 октября 2021 года
до 1 октября 2021 года
Регистрация и набор на проекты студентов-наставников
до 1 октября 2021 года
Регистрация участников-школьников
Ответы на часто задаваемые вопросы вы можете найти в разделе FAQ
?
О ПРОГРАММЕ
Программа «Сириус.Лето: начни свой проект» была представлена руководителем Фонда «Талант и успех» и Образовательного центра «Сириус» Еленой Шмелевой в рамках концепции «Умного отдыха», заявленной на совещании у Президента России Владимира Путина 21 мая 2020 года.

Программа направлена на то, чтобы школьники в течение лета смогли найти задачу для проектной работы в следующем учебном году, связанную с актуальными, современными проблемами науки, технологии, бизнеса, а также наставника из числа студентов региональных вузов, который поможет разобраться в задаче и будет сопровождать школьника в течение всего проекта.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание механизма вовлечения талантливой молодежи в работу над актуальными задачами российской науки и бизнеса
РЕГЛАМЕНТ
Ключевые сроки Программы

Загрузка проектных задач от партнеров — по 1 октября
Регистрация студентов-наставников — по 1 октября
Выбор проектов студентами - наставниками - по 18 октября
Регистрация участников — по 1 октября
Выбор проектов участниками — по 1 ноября
Ключевые сроки Программы

Загрузка проектных задач от партнеров — по 1 октября
Регистрация студентов-наставников —
по 1 октября
Выбор проектов
студентами - наставниками —
по 18 октября

Регистрация участников —
по 1 октября
Выбор проектов участниками —
по 1 ноября
Подробнее
Этап 1. Сбор и продвижение проектных задач от партнеров

Представители партнера Образовательного центра «Сириус» и региональных центров, работающих по модели «Сириуса», загружают свои проектные задачи через систему «Сириус.Онлайн» по 1 октября

В рамках проектных задач указывается тип проекта (инженерный, научно-исследовательский и IT), регион реализации (или автоматически все регионы, если проект типа IT), направления проекта (предметные и согласно Стратегии научно-технологического развития).

Производится экспертиза проектной задачи, после успешного прохождения которой проект становится доступен для выбора наставникам.

Для продвижения проекта могут быть загружены видеоролики, презентации и другие медиа материалы с представлением задачи.

Партнер осуществляет отбор наставников на проект по 23 октября.

Этап 2. Регистрация и отбор студентов-наставников проектов

В качестве наставников, для участия в программе приглашаются студенты 3-5 курсов, магистранты и аспиранты Российских вузов (далее — наставники).

Регистрация наставников проходит по 1 октября. При регистрации через систему «Сириус.Онлайн» кандидаты в наставники указывают свои ключевые достижения и направления работы и по желанию прикладывают резюме.

После регистрации и прохождения технической экспертизы кандидаты получают доступ к описанию проектных задач и выбирают проекты, в которых готовы стать наставниками (не более 2). При выборе проекта необходимо выполнить тестовое задание — составление примерного плана работ по проектной задаче. Выбрать проект можно по 18 октября.

Представители партнеров по итогам просмотра тестовых заданий и достижений утверждают заявки кандидатов в наставники. Отбор наставников на проекты осуществляется по 23 октября.

При подаче на проект консультанту проекта приходит оповещение с просьбой рассмотреть кандидатуру наставника (одобрить или отклонить), в случае, если решение не будет принято в течение 5 дней, кандидат получит оповещение о том, что его кандидатура не была рассмотрена, поэтому он может попробовать снова или выбрать другой проект.

Этап 3. Регистрация участников и выбор проектов

В программе принимают участие обучающиеся, являющиеся гражданами Российской Федерации, осваивающие образовательные программы основного общего и среднего общего образования уровня 7- 11 классов (на 2021/22 учебный год).

Регистрация участников открыта в системе «Сириус.Онлайн» по 1 октября.

После технической экспертизы и в случае одобрения заявки участнику становятся доступны задачи для выбора. Выбор можно сделать по 1 ноября.

Можно участвовать только в 1 проекте. При выборе проекта необходимо сразу выбрать наставника и написать мотивационное письмо.

Участники могут просматривать достижения и резюме наставника.


Этап 4. Формирование проектных команд

Этап формирования проектных команд длится по 1 ноября.

Наставники по итогам просмотра мотивационных писем утверждают участников в проекты.

При подаче на проект наставнику приходит оповещение с просьбой рассмотреть кандидатуру участника (одобрить или отклонить), в случае, если решение не будет принято в течение 5 дней, участник получит оповещение о том, что его кандидатура не была рассмотрена, поэтому он может попробовать снова, выбрать другой проект, или другого наставника.

При взаимном одобрении друг друга школьником и наставником считается, что проектная команда сформирована.


Этап 5. Реализация проектов

Как только проектная команда сформирована, она может начать работу над задачей.

Предполагается, что команды работают над проектной задачей в течение учебного года — по 31 мая 2022 года.

Команды могут раньше завершить работу над проектной задачей.
ПРЕИМУЩЕСТВА УЧАСТИЯ
ШКОЛЬНИКАМ
  • работа над интересными задачами
  • подготовка проекта для всероссийских и международных конкурсов
СТУДЕНТАМ
  • опыт педагогической практики и управления проектом
  • возможность зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем
  • возможность трудоустройства
ПАРТНЕРАМ
  • привлечение внимания к своей отрасли и своим проектам
  • знакомство с мотивированными кандидатами на трудоустройство, заинтересованными в проектах компании
  • долгосрочный эффект привлечения самой талантливой молодежи (начиная со школьников)
ВУЗАМ
  • привлечение абитуриентов
  • трудоустройство своих студентов
  • развитие отношений с региональными и федеральными партнерами
РЕГИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТРАМ
  • привлечение школьников к решению актуальных задач региона
  • развитие связей с индустриальными и научными институтами
  • повышение качества регионального конкурса научно-технологических проектов
ПЕРВЫЙ СЕЗОН
Первый сезон программы «Сириус.Лето: начни свой проект» стартовал в июне 2020 года.
В первом сезоне к программе присоединились:
320
882
1129
партнеров
проекта
наставников
3723
участника
ПРИМЕРЫ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ
Направление СНТР
Взаимодействие человека и природы, человека и технологий
Предметное соответствие
Биология, экология

Название
Изучение формирования биопленок рекомбинантных бактерий с флуоресцирующими свойствами.

Описание проекта
Учение об образовании биопленок было положено в начале XXI века и до сих пор вызывает огромный интерес исследователей, потому что такой вид существования бактерий создает препятствия в медицинской практике. Меры борьбы подразумевают несколько подходов, один из наиболее распространенных — разрушение биопленок при действии веществ различной этиологии. Однако данные исследования направлены на определение объема разрушенной биопленки, что не исключает сохранение исходного количества жизнеспособных бактерий. Поэтому мы планируем разработать рекомбинантные бактерии E. coli, способные продуцировать TurboFP (Katushka), — мутант флуоресцентного белка из морского анемона Entacmaea quadricolor. Этот продукт биотехнологии поможет в изучении процесса биопленкообразования и детекции воздействия на микроорганизмы веществ, разрушающих планктонные формы.

Задачи:
1. Выращиваем биопленку с нативными компетентными клетками E. coli XL1-Blue
2. Окрашиваем биопленку, используя метод Sternheimer-Malbin для детекции под световым микроскопом.
3. Проводим электропорацию коммерческого pTurboFP вектора, содержащего ген, кодирующий TurboFP (Katushka) в коммерческие компетентные клетки Е. coli XL1-Blue
4. Полученные рекомбинантные клетки проверяем на наличие вектора в ПЦР-РВ.
5. Выращиваем биопленку с мутантными E. сoli и микроскопируем под флуорисцентным микроскопом.

Проблема
Создание рекомбинантных бактерий с флуоресцирующими свойствами (РБФ) для изучения процесса биопленкообразования и детекции воздействия на микроорганизмы веществ, разрушающих планктонные формы. Визуализация РБФ позволяет оценить воздействие таких веществ непосредственно на бактерии, а не на матрикс биопленки.

Планируемый результат

В ходе исследования будут получены рекомбинантные бактерии E. coli, способные продуцировать TurboFP (Katushka), — мутант флуоресцентного белка из морского анемона Entacmaea quadricolor. Участники проекта получат практические навыки по выращиванию биопленок, научатся методам простой и сложной окраски препаратов и основам световой и флуоресцентной микроскопии.

Требования к кандидатам
Знания в области микробиологии, молекулярной биологии и генетики. Навыки в работе с полуавтоматическими дозаторами и микроскопом.

Оборудование и материалы -
Направление СНТР
Высокопродуктивное агро-; и аквахозяйство, функциональное питание
Предметное соответствие
Биология, химия, экология

Название
Влияние медоноса своего региона на макро- и микроэлементный состав меда.

Описание проекта
Проект ориентирован на учащихся старших классов, интересующихся исследованиями в области химического анализа продуктов питания, обладающих лечебно-профилактическими свойствами. Одним из таких продуктов является мед. Качество меда определяется многими факторами. Однако макро- и микроэлементный состав меда преимущественно определяется его ботаническим происхождением.

От учащихся требуется:
• Собрать информацию о видах меда в зависимости от нектароносных растений (медоносов) своего региона.
• Выбрать один или несколько образцов меда.
• Собрать нектароносные растения, являющиеся медоносами данного образца меда.
• Изучить условия пробоподготовки образцов растений и меда для химического анализа.
• Собрать информацию по среднему макро- и микроэлементному составу меда.
• Изучить методы химического анализа данных компонентов.
• Провести химический анализ выбранного образа меда и набора нектароносных растений на присутствие определенных макро- и микроэлементов.
• Осуществить математическую обработку результатов исследований. Проанализировать полученные данные по влиянию медоноса своего региона на макро- и микроэлементный состав меда.

Проблема
Изучение динамики содержания химических элементов в меде в зависимости от ботанического происхождения имеет большое значение для перехода к высокопродуктивному и экологически чистому агрохозяйству. Поступая в организм даже в ничтожно малых, часто в следовых количествах, макро- и микроэлементы играют существенную роль в обмене веществ.

Планируемый результат
Рекомендации по использованию различных сортов меда в зависимости от ботанического происхождения, основанные на данных по влиянию медоноса своего региона на макро- и микроэлементный состав меда.

Требования к кандидатам
Умение собирать, изучать, анализировать информацию заданной направленности.
Знание техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Наличие практических навыков работы с лабораторной химической посудой
Умение планировать химический эксперимент.

Оборудование и материалы
Оборудование и посуда для проведения качественного и количественного химического анализа: для титриметрического метода анализа (аналитические весы, бюретки, колбы для титрования, мерные колбы, дозирующие устройства); спектрофотометрический метод анализа (спектрофотометр).
Направление СНТР
Интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы
Предметное соответствие
Информатика, математика, технология, физика

Название
Разработка универсальной платформы служебных систем для планетохода (лунохода)

Описание проекта
Участники в процессе работы должны решить следующие задачи:
1. Разработать универсальную конструкцию корпуса платформы и креплений модулей полезной нагрузки (ПН) и систем перемещения. Или универсальных корпусных и крепежных деталей для сборки из них необходимого формата платформы.
2. Разработать комплекс управления планетоходом (Arduino, Raspberry Pi и др.).
3. Разработать радиокомплекс.
4. Разработать систему электроснабжения платформы, модулей ПН и системы перемещения.
5. Разработать функциональную схему платформы. Описать механические, электрические и информационные интерфейсы для подключения модулей ПН и системы перемещения.
6. Изготовить и собрать прототип платформы.

Проблема
Рассмотрение вариантов универсальных платформ служебных систем для планетоходов с возможностью использования различной полезной нагрузки (ПН) и способов перемещения.

Планируемый результат
Результатом деятельности команд является работающий прототип платформы с возможностью проведения испытаний (демонстрация работы) его систем радиосвязи, электроснабжения и комплекса управления. Демонстрация конструкции корпуса и креплений платформы.

Требования к кандидатам
Необходимыми навыками участников являются: умение 3D моделирования (в системе автоматизированного проектирования), умение использовать прикладные расчетные программы, базовые знания в области радиоэлектроники и основы программирования. Будет полезным опыт работы с различными видами механической обработки, аддитивными технологиями и композитными материалами.

Оборудование и материалы -
Направление СНТР
Персонализированная медицина и здоровьесбережение
Предметное соответствие
Биология, химия

Название
Здоровый образ жизни, как фактор успешности обучения школьников

Описание проекта
Цель проекта: Оценить влияние образа жизни школьников подросткового возраста на успешность обучения
Задачи:
1. Изучить факторы формирования здорового образа жизни и выбрать показатели для изучения
2. Оценить успешность обучения школьников
3. Провести анкетирование по вопросам информированности учеников о правилах здорового образа жизни
4. Проанализировать влияние образа жизни на успешность обучения школьников

Проблема
Социально-педагогическая характеристика – «успешность обучения» школьников может быть обусловлена не только психолого-педагогическими, нейропсихологическими факторами, но и состоянием здоровья. Состояние здоровья современных школьников является объектом пристального внимания родителей и государства, оно зависит, в том числе от соблюдения правил здорового образа жизни. Эндокринные перестройки в пубертатный период обуславливают повышенную чувствительность организма подростков к воздействию неблагоприятных факторов. Высокие нагрузки во время учебного процесса также влияют на здоровье детей и подростков.

Планируемый результат
В результате проекта будут разработаны рекомендации и наглядная информация по здоровому образу жизни для школьников подросткового возраста.

Требования к кандидатам
Умение работать с базовыми программами MS Office (Excel, Power Point, Word)

Оборудование и материалы
Компьютер, принтер, весы, ростомер
Направление СНТР
Противодействие угрозам и обеспечение безопасности
Предметное соответствие
Информатика, психология, экономика

Название
Разработка сценариев для тренажера кибербезопасности

Описание проекта
Мы делаем приложение-тренажер для обучения обычных людей основам информационной безопасности в сети Интернет: надежности паролей, видам аутентификации, защите своих персональных данных и другим похожим темам.
Нам, для нашего тренажера, нужны сценарии. Один сценарий - это описание одного конкретного случая из жизни, например мошенничества, выполненное так, чтобы его потом удобно было программировать. В индустрии разработки программ это иногда называют Use Case или User Story, чтобы создать сценарий, нужно сначала найти интересную или практически полезную ситуацию (тут пригодятся навыки поиска в интернете). Пример ситуации: продавец в личном сообщении на Авито даёт нашему пользователю ссылку на оплату доставки, а ссылка ведёт на фейк Авито, и деньги уходят мошеннику. Затем нужно формализовать эту ситуацию, обычно это делается в виде схемы. Описать, какие действия пользователя в такой ситуации правильные и полезные (им мы учим), а каких следует избегать (за них "ругаем").

Проблема
Средний пользователь, особенно пенсионер, слишком мало знает о компьютерной безопасности, и часто становится жертвой мошенничества в интернете.

Планируемый результат
Ожидается, что участники смогут составить 10 - 20 сценариев.

Требования к кандидатам
Не требуется специальных навыков, только креативное мышление

Оборудование и материалы
Компьютер с выходом в интернет
Направление СНТР
Роботизированные производства, большие данные, искусственный интеллект, новые материалы
Предметное соответствие
Информатика

Название
Система анализа кода для онлайн-курсов

Описание проекта
Изучение программирования во многом связано не только с тем, чтобы научиться использовать инструментарий (языки программирования, библиотеки) для решения определенных задач. Важно уделить внимание тому, как именно написан код: применяются ли определенные соглашения по оформлению кода, используются ли заданные паттерны проектирования там, где это уместно. Онлайн-курсы, которые используются для обучения программированию во всем мире, ограничены в части проверки программ, реализованных слушателями. Они позволяют оценить производительность программы, количество потребляемой памяти. Использование модульных тестов позволяет автоматически проверить корректность программы, однако качество кода никак не оценивается.
Проект направлен на решение данной проблемы: реализацию анализатора кода для выбранного Вами языка программирования по ряду критериев: соответствие определенному стилю кодирования (из общепринятых), реализацию объектной модели согласно заданной спецификации (условием задания), других критериев (обсуждаемо).

Проблема
Автоматическая проверка программ в онлайн-курсах, связанных с программированием, ограничивается выполнением модульных тестов и оценкой используемых ресурсов компьютера. Анализ кода программ в части "учебных" критериев - стилистики написания кода (в т.ч. использования паттернов проектирования), использования возможностей языков программирования и библиотек согласно изучаемым темам, не реализован в существующих платформах онлайн-курсов, и позволит существенно повысить качество дисциплин, реализуемых онлайн.

Планируемый результат
В результате должна быть реализована платформа, представленная в виде веб-сервиса, позволяющая выполнять анализ кода по определенным критериям, поддерживающая расширение возможностей в части анализа (возможность «подключения» анализаторов).

Требования к кандидатам
Программирование на языке C#/Java/Kotlin, предпочтительнее C#. Понимание основ построения языков программирования, компиляторов.

Оборудование и материалы
Персональный компьютер, позволяющий вести разработку с использованием одного из указанных языков программирования.
Направление СНТР
Эффективная энергетика и новая архитектура энергосистем
Предметное соответствие
Математика, физика, химия

Название
Поиск оптимальной аккумуляторной батареи для моделей радиоуправляемого гибридного автомобиля или лодки (катера) с водородным топливным элементом (ТЭ)

Описание проекта
Подключиться к решению проблемы, описанной ниже, можно на примере радиоуправляемых моделей гибридных автомобилей масштабом 1:10, или лодок (катеров) на основе топливного элемента, работающего на водороде (далее – Модель).
Участникам проекта предлагается исследовать особенности гибридных энергосистем автомобилей, сравнить различные типы (не менее трёх, например, NiMH, LiPo/LiHV, LiFePO4) аккумуляторов, их зарядные и разрядные характеристики и определить оптимальные параметры аккумулятора Модели.
При проведении экспериментов (не является обязательным условием) следует учитывать следующие ограничения: - запас хода Модели – не менее 20 км; - суммарная ёмкость аккумуляторов для указанного выше запаса хода – не более 5400 мА∙ч или 48 Втч; - запас водорода на Модели – не более 40 л; - максимальное напряжение заряженного аккумулятора – не более 9 В.

Проблема
Проблема иссякаемости традиционных источников энергии и наносимого ими вреда окружающей среде из-за выбросов парниковых газов в атмосферу побуждает общество искать новые решения в области энергетики. Один из подходов – это повышение эффективности использования энергетической инфраструктуры.
Одно из решений, разрабатываемых в рамках этого подхода – использование гибридных энергосистем. Такое решение получило достаточно широкое распространение в автомобилях, когда традиционный двигатель внутреннего сгорания дополняется электродвигателем и мощным аккумулятором. Продолжением этой тенденции являются разработки автомобилей, использующих электродвигатели, аккумуляторы и водородные топливные элементы. Сложная задача для инженеров и ученых на этом пути – найти оптимальный аккумулятор для таких автомобилей.

Планируемый результат
В результате проведенных исследований участники должны определить оптимальные характеристики аккумулятора, позволяющего обеспечить максимально возможный запас хода модели.

Требования к кандидатам
Для успешной работы над проектом достаточно проявлять интерес к энергетике, иметь знания по физике на уровне 9 класса школы, химии и технологии – на уровне 8 класса.

Оборудование и материалы -
ПАРТНЕРЫ
ВУЗЫ НАСТАВНИКОВ
Благодаря поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в рамках «Сириус.Лето: начни свой проект» была успешно реализована программа трудоустройства наставников.
НОВОСТИ
СМИ О НАС
ОТВЕТЫ НА ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ
Кто может присоединиться к программе?
В программе «Сириус.Лето: начни свой проект» несколько ролей:

  • партнерами могут стать индустриальные компании и научные институты;

  • наставниками - студенты российских вузов 3-5 курсов бакалавриата и специалитета, а также обучающиеся по программам магистратуры и аспирантуры;

  • участниками - обучающиеся, являющиеся гражданами Российской Федерации, осваивающие образовательные программы основного и среднего общего образования уровня 7-11 классов (на 2021/22 учебный год), а также студенты, получающие среднее специальное образовании и не достигшие 18 лет
Когда я смогу выбрать проект?
После регистрации и одобрения Вашей заявки Вам откроется доступ к базе проектных задач, где Вы сможете ознакомиться с задачами и выбрать проект, над которым хотите работать.
Сколько проектов можно выбрать?
Участник может выбрать только один проект, наставник - два проекта.
В базе проектных задач очень много проектов, как мне найти более подходящие конкретно для меня?
Вы можете отфильтровать проекты по предметам, по направлениям Стратегии научно-технологического развития, по типу (инженерный, исследовательский, IT) и по партнерам.
Могут участвовать в роли наставников учителя общеобразовательных учреждений, профильные методисты региональных центров?
Они могут оказывать помощь школам и региональному центру, но выступать в качестве наставников не могут.
Как проходит набор в проекты?
Наставникам необходимо будет отдельно указать три своих главных достижения в научной и профессиональной деятельности и по желанию прикрепить к своей заявке резюме, а также при выборе проекта выполнить тестовое задание.

Участникам при выборе проекта будет необходимо написать мотивационное письмо, почему именно они должны работать над этим проектом, какие у них есть знания и навыки для его реализации.
Подробно ознакомиться с популярными вопросами