17 июня 2020
«Сириус» запускает цикл лекций о российском изобразительном искусстве ХХ века
Образовательный центр начинает серию мини-курсов в рамках проекта «Сириус.Лето». Первый онлайн-марафон объединил лекции, посвященные сложной и противоречивой эпохе русского изобразительного искусства советского периода. О «большом стиле», а также отдельных направлениях в искусстве и творческих школах в эфире рассказывает кандидат искусствоведения, сотрудник Государственного Русского музея, член Союза художников России Светлана Ершова.
Трансляции открыты для всех желающих на нашем YouTube-канале.

Кем и на какой основе создавалось советское искусство, почему на смену авангарду пришел социалистический реализм, в чем заключалось новаторство шестидесятников и что в итоге привело к протесту советской «контркультуры» – авторский курс из пяти лекций о самом важном в отечественном искусстве 1917-1991 годов.

Лекция «Революционное искусство»

Революция в русском искусстве произошла задолго до 1917 года. Ее активными авторами и вдохновителями стали мастера русского авангарда, стремящиеся к решительному и бескомпромиссному обновлению художественных форм и изобразительного языка. Именно они в первую очередь и откликнулись на призыв новой власти к строительству мира всеобщего равенства. Их руками создавались первые памятники советского искусства, вышедшие из выставочных залов на улицы и площади городов. Художники ощущали себя подлинными творцами новой культуры.
Лекция «В поисках стиля эпохи»

В 1920-е годы основной проблемой советского искусства стал поиск стиля эпохи. Свои порой диаметрально противоположные решения на этом пути предлагали многочисленные художественные группировки, бурно и конфликтно сосуществовавшие в пространстве советской культуры. Нейтральная позиция партии в этом сугубо творческом вопросе способствовала развитию самых разнообразных подходов, каждый из которых, как казалось, имел возможность быть реализованным. Конец этим иллюзиям положило создание в 1932 году единого для всей страны Союза советских художников.
Лекция «Социалистический реализм»

Социалистический реализм – это творческий метод советского искусства, предложенный партией советским писателям и художникам в 1934 году. Им должен был исчерпываться любой творческий поиск советского художника, призванного изображать жизнь в ее революционном развитии. В 1930-е – начале 1950-х годов активное внедрение этого метода привело к созданию многочисленных помпезных и бравурных произведений с ярко выраженной нормативной эстетикой. Однако подлинное творчество – сложный процесс, не укладывающийся в прокрустово ложе любых предписаний.
Лекция «Искусство оттепели»

Период оттепели стал временем обостренного запроса на искренность в искусстве. Это этическое требование привело к формированию совершенно новой эстетики, тут же получившей у современников название «сурового стиля». После долгого перерыва искусство вновь поставило перед собой и зрителем вопросы мировоззренческого порядка, смело обратилось к художественной практике искусства 1920-х годов, выдвинуло на первый план новые имена молодых художников. Недолгая эпоха оттепели стала временем больших открытий и еще больших надежд.
Лекция «Искусство на переломе»

1970-1980-е годы время застоя и постепенного заката советской эпохи. В этой ситуации художники предпочитают общественным баталиям камерный мир мастерской. Нередко они углубляются в культурные коды прошлых эпох в надежде найти там ответы на острые вопросы современности. Одновременно с этой линией советского искусства в 1970-е впервые публично заявляет о себе искусство нонконформизма, стремящееся вырваться из пределов закрытых квартирных показов на официальное выставочное пространство. Это противостояние официального и неофициального характеризует последние десятилетия бытования советского искусства.
О спикере

Светлана Сергеевна Ершова – кандидат искусствоведения: в 2010 году защитила диссертацию на тему «Образ мира в советской живописи конца 1920-1930 годов», член Союза художников России (секция критики и искусствоведения). С 2011 года читает лекции и ведет авторские курсы о русском и советском искусстве. В 2007-2014 годах преподавала на факультете изобразительного искусства в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена, с 2019 года работает в Государственном Русском музее.

Автор более 20 научных статей о творчестве современных живописцев Санкт-Петербурга, а также о проблемах преподавания специальных дисциплин (живописи, рисунка и композиции) в условиях современного высшего художественного образования. Является одним из соавторов второго издания учебно-методического пособия «Практикум по истории изобразительного искусства», подготовленного Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена.