29 НОября 2024
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГЭС И РАЗРАБОТКА ЛЕКАРСТВ: НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ РАБОТАЮТ УЧАСТНИКИ НОВОГО СЕЗОНА «СИРИУС.ЛЕТО»
Вырастить клубнику в середине зимы, создать на 3D-принтере полезный шоколад, разработать приложение для МЧС, проанализировать состав почвы и воздуха — эти и многие другие проекты реализовали российские школьники в прошлом году благодаря программе «Сириус.Лето». В новом сезоне перед школьниками поставлены не менее амбициозные задачи, и работа проектных команд уже в самом разгаре.

Нижегородские школьники вместе с экспертами Приволжского исследовательского медицинского университета работают над рецептурой нового лекарства с репаративным действием. Сейчас проходит теоретический этап работы. Участники проекта изучают методики разработки новых препаратов, репаративные свойства лекарств, и также как фармакологи добиваются таких свойств. На практике участникам команды предстоит найти самую эффективную субстанцию и вспомогательные вещества, определить лучшую лекарственную форму и провести физико-химический анализ. Проект позволит школьникам погрузиться в одну из самых сложных и важных профессий, получить знания в области фармакологии и биохимии, освоить лабораторные методы исследования и развить навыки аналитического мышления и умение работать в команде.

Школьники Донецкой Народной Республики вместе с местным предприятием «Донспецпром» исследуют возможности использования отходов промышленности в производстве усовершенствованных строительных изделий и материалов. Участникам команды предстоит улучшить состав бетона, придумать, как сделать его прочнее, и оценить технико-экономическую эффективность своего проекта. Школьники познакомятся с профессией специалиста-технолога, под руководством экспертов самостоятельно проведут свои первые серьезные эксперименты и реализую проект с важной экологической составляющей.
Масштабную задачу предстоит реализовать школьникам Бурятии. Команде нужно оценить технические, экономические и экологические аспекты строительства мини-ГЭС, которая сможет обеспечить стабильное энергоснабжение отдаленных районов Бурятии. В рамках проекта школьники проведут анализ гидропотенциала местных рек и других водных объектов, технический анализ возможных решений, определят возможные технологии и оборудование, проведут экономический анализ проекта, включая расчет капитальных и эксплуатационных затрат. Также участникам предстоит оценить, как потенциальный объект будет влиять на окружающую среду, и разработать комплекс мер, чтобы избежать возможных рисков. Наставниками школьников на всех этапах будут эксперты Министерства экономики Республики Бурятия.

В Красноярском крае школьники реализуют проект для своих сверстников, посвященный популяризации профессии энергетика. На современном рынке труда высока потребность в высококвалифицированных специалистах-энергетиках. К тому же в этой сфере есть все возможности для карьерного роста. Начиная свой путь с помощника энергетика, талантливый сотрудник может стать руководителем отдела или главным специалистом предприятия. Чтобы помочь школьникам сделать выбор и показать все возможности профессионального пути, компания «РусГидро» разработала навигатор карьерного развития в гидроэнергетике, где описаны профессии в отрасли и их взаимодействие друг с другом. Школьников пригласили стать частью команды и поработать над созданием 3D-визуализаций оборудования и сооружений, через которые станет понятна функция специалистов разных должностей.

ЧТО ТАКОЕ «СИРИУС.ЛЕТО»

«Сириус.Лето» — это научно-технологическая программа Образовательного центра «Сириус», которая реализуется по всей стране. В начале учебного года школьники выбирают один из проектов, предложенных партнерами «Сириуса» — предприятиями, научными институтами, вузами. Наставниками команд становятся студенты региональных вузов, которые помогают разобраться во всех тонкостях задачи и контролируют реализацию проекта на всех этапах. В конце учебного года участники программы презентуют итоги работы перед заказчиком.

Тематика проектов программы «Сириус.Лето» охватывает многие области знаний и связана с развитием научно-технологических компетенций учащихся.

Часто сотрудничество между школьниками и экспертами не ограничивается рамками программы. Школьники продолжают сотрудничество с экспертами, дорабатывают проекты, которые затем берут в работу сотрудники предприятий, становятся соавторами научных публикаций в авторитетных международных журналах и получают возможность воплощать свои идеи и пополнять портфолио яркими проектами. Реализованные проекты можно представить на всероссийских и международных конкурсах, в том числе на Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы», который проводит Сириус.