12 НОЯБРЯ 2024
ВЫПУСКНИКИ ПРОГРАММ «СИРИУСА» СТАЛИ УЧАСТНИКАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТУРА ОТ«РОСАТОМА»
Выпускники программ «Сириуса» «Большие вызовы» и «Сириус.Лето» стали участниками научно-образовательной программы от «Росатома». 26 человек посетили несколько предприятий атомной отрасли и ключевые вузы, которые готовят кадры для этой сферы. Все участники тура в 2023 и 2024 годах реализовывали проекты под наставничеством экспертов «Росатома» в рамках научно-технологических программ «Сириуса». Новая программа постсопровождения стала еще одним инструментом профориентационной работы, позволяющей школьникам лучше познакомиться с индустрией.
Одним из предприятий, где побывали участники, стало АО «НИИграфит». Тут занимаются разработкой и получением различных материалов на основе углерода, в том числе для атомной промышленности. Школьники встретились с ведущими научными сотрудниками, посетили испытательный центр, лабораторию металлургических процессов, лаборатории. Также смогли посмотреть образцы редких металлов и минералов.

В передовой инженерной школе «Материаловедение, аддитивные и сквозные технологии» университета МИСИС школьникам показали лаборатории, где исследуются структуры и свойства материалов, центр биомедицинской инженерии и другие производственные площадки.
Также учащиеся посетили опорный вуз «Росатома» НИЯУ МИФИ, где для них была организована экскурсионная программа по лабораториям, а в Обнинске познакомились с деятельностью Технической академии «Росатома».

На этих и других локациях участники могли задать любые интересующие вопросы экспертам об их работе, о ключевых направлениях исследований, последних достижениях и вызовах, стоящих перед отраслью.

11-классник из Тольятти Максим Вишня в 2024 году стал участником программы «Большие вызовы». В составе команды под руководством экспертов «Росатома» он разрабатывал концепцию полигона атомных станций малой мощности на территории Физико-энергетического института в городе Обнинске.
«Я уже выбрал траекторию своего дальнейшего развития и твердо обозначил цель – связать свою жизнь именно с атомной энергетикой и современной инженерией. За время технического тура я значительно расширил свои познания в мире атомной энергетики, напрямую познакомился с деятельностью корпорации-партнера, узнал много нового из перечня технологий, охваченных на данный момент. Меня очень заинтересовало направление, связанное с получением радиофармацевтических препаратов и выделением в ходе реакции распада необходимых изотопов. Я очень люблю нашу страну, уверен, что в будущем именно с развитием и укреплением технологического суверенитета Российской Федерации на арене атомных технологий я и хочу связать свою профессиональную деятельность», – поделился Максим Вишня.

В дальнейшем участники программы будут рекомендованы в программу сопровождения «Росатома» для талантливых школьников, где они смогут еще ближе познакомиться с деятельностью атомной отрасли и пройти карьерные консультации, которые помогут им определиться с направлением развития.
«Главная цель – это выстраивание системы полного цикла по выявлению, обучению и фактически индивидуальному сопровождению талантливых школьников, соответственно, от школьной скамьи до приема на работу на предприятие ГК “Росатом” и вовлечение в профессиональные сообщества. Эта система показала свою эффективность. Очень радостно снова видеть участников из проектных команд “Больших вызовов” в программах постсопровождения. После обучающих программ они серьезно задумываются – куда пойти учиться, кем работать после получения образования, с какой профессией связать свою жизнь. И очень важно именно в этот момент познакомить их с отраслью. Это, безусловно, взаимовыгодное сотрудничество. У любого предприятия сейчас есть определенный кадровый голод. И в этом плане гораздо более эффективно вырастить кадры, чем конкурировать между собой и пытаться переманить уже готовых специалистов», – прокомментировал руководитель проектов по устойчивому развитию Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского (предприятие ГК «Росатом») Дмитрий Калякин.

Программы и мероприятия постсопровождения участников программ «Сириуса» проводятся регулярно – школьники имеют возможность продолжить работу над проектами после завершения программы, посетить производственные площадки предприятий, стать соавторами научной статьи по итогам проекта или даже стать авторами прототипа либо разработки, которую внедрят в работу. В настоящее время учащиеся могут присоединиться к программе «Сириус.Лето» и выбрать проектную задачу от компаний, который входят в контур «Росатома».