08 августа 2024
Участники Сириус.Лето реализовали в два раза больше задач, чем годом ранее
Завершился четвертый сезон Всероссийской программы «Сириус.Лето: начни свой проект». В ушедшем учебном году школьники со всей страны под руководством студентов-наставников решили в два раза больше задач в сфере науки, технологий и бизнеса, чем годом ранее. Команды включились в реализацию более чем 1 100 проектов. Выросло число заявок, поданных от компаний-партнеров, студентов и школьников, желающих присоединиться к проекту.
Каждый год компании – партнеры «Сириуса» предлагают актуальные задачи для участников программы. Они бывают инженерными или научно-исследовательскими, ориентированными на конкретный регион или без территориальной привязки. В прошедшем учебном году в Кемеровской области школьники работали над задачей от Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний. Участники команды изучали состав воздуха на содержание тяжелых металлов, анализировали почвы, проверяя уровень естественной радиоактивности от угля, а также анализировали возможное влияние этих факторов на здоровье.
«Участие в таких программах, как “Сириус.Лето”, дает возможность предприятиям и научным институтам заранее готовить нужные кадры. Формат позволяет существенно расширить профориентационную работу – проводить не только экскурсионные и ознакомительные программы, но и по-настоящему включать школьников в работу над реальными задачами. Также “Сириус.Лето” позволяет предприятиям повышать навыки и компетенции уже действующих молодых кадров в своем штате. Работая с ребятами, мы получаем важный опыт научного менеджмента. Эти навыки необходимы для любого крупного проекта, в реализации которого задействована целая команда. Еще один важный момент – формирование системы преемственности. Я был наставником проектов “Сириус.Лето” три года, а теперь сам выступаю заказчиком проекта и взаимодействую с новыми наставниками. Все это позволяет обмениваться знаниями и передавать накопленный опыт», – рассказывает специалист по грантовой деятельности отдела организации инновационных и клинических исследований Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний Максим Носков.

«Сириус.Лето» позволяет ученикам 6–11-х классов, а также студентам I, II курсов колледжей, техникумов и училищ попробовать себя в решении актуальной проблемы, а студентам бакалавриата, магистратуры и аспирантам – реализоваться в роли наставников.

Не все студенты получают профильное педагогическое образование. Программа помогает научиться грамотно распределять роли в команде, оперативно решать возникающие вопросы и полностью организовать весь процесс работы над проектом – от постановки задачи до результата. Такие организаторские навыки будут полезны в любой будущей профессии. В прошлом учебном году наставниками проекта стали более 2,7 тысячи человек.
Мария Минченкова учится в Новосибирском государственном университете на факультете естественных наук. В роли наставника она выступила впервые и сразу продемонстрировала высокий результат – ее команда успешно защитила проект, а одна из участниц под ее руководством подготовила проект для конкурса «Большие вызовы», с которым прошла на программу.

«Программа “Сириус.Лето” стала для меня совершенно новым опытом, так как до этого я в проектах только участвовала, но не курировала. На “Сириус.Лето” нашей задачей было создать цифровой сервис для подбора олимпиад для школьников. Я сама очень погружена в олимпиадное движение, и тема вызвала интерес и отклик. В рамках проекта у нас было сразу несколько задач: собрать и обработать большое количество информации о существующих олимпиадах по химии и биологии, корректно их ранжировать, продумать формат, удобный потенциальным пользователям. Благодаря проекту “Сириус.Лето” я получила новые знания. У меня не педагогическая специальность, но мне интересна эта сфера. Благодаря наставничеству я обрела новые знания и опыт – мне было полезно понять, как другие люди воспринимают меня в качестве преподавателя, в чем мои сильные стороны, какой подход мне лучше применить для получения результата», – говорит Мария Минченкова.
С каждым годом в программе «Сириус.Лето» участвуют все больше школьников. В этом году в решение задач включились почти 5,5 тысячи старшеклассников. Для ребят это возможность применить свои знания на практике, найти единомышленников, познакомиться с представителями крупных компаний и бизнеса и попробовать себя в реальном проекте. Десятиклассник из Казани Тимур Рысаев еще несколько лет назад начал серьезно погружаться в проектную деятельность. Школьник увлечен технологиями и историей и нашел проект, объединяющий эти интересы.

«Проект нашей команды в прошедшем сезоне “Сириус.Лето”был посвящен созданию интерактивного AR-тура по объектам одной из главных достопримечательностей нашей республики – Казанского кремля. Концепция представляет собой брошюры с информацией и фотографиями основных объектов комплекса. Рядом с фотографиями размещены QR-коды. Наведя на них камеру, пользователь сможет рассмотреть объемное изображение объекта – многочисленных башен, соборов и корпусов. Все желающие увидят, как эти объекты выглядят сейчас и выглядели много веков назад, а затем смогут прочитать в буклете более подробную информацию. Такой формат позволит пользователям глубже погрузиться в историю и культуру этого места, а необычный интерактивный формат может заинтересовать больше туристов и местных жителей, которые захотят вживую посмотреть этот уникальный комплекс», – рассказывает Тимур Рысаев.

Чтобы реализовать проект, Тимуру предстояло разработать приложение для смартфона с поддержкой технологии дополненной реальности (AR), а затем смоделировать необходимые объекты в 3D. Кстати, для Тимура это не первый опыт проектной деятельности – около трех лет назад школьник разработал прототип аудио-тактильного комплекса Казанского кремля, который позволяет людям с проблемами зрения познакомиться с этой достопримечательностью.

В прошедшем сезоне «Сириус.Лето» школьники со всей страны анализировали составы почв и изучали, что влияет на наше внимание, концентрацию и память, создавали на 3D-принтере полезный шоколад и выращивали зимой клубнику, разрабатывали приложения и обучающие игры. Больше узнать об этих и многих других проектах можно на сайте программы «Сириус.Лето». Здесь же будут доступны новые задачи, в которые школьники и студенты смогут включиться в следующем учебном году.