18 НОЯБРЯ 2023
Российские школьники приступили к работе над проектами программы «Сириус.Лето»
В регионах России школьники и студенты включились в работу над проектными задачами всероссийской программы «Сириус.Лето». Во время установочных конференций команды знакомятся с представителями компаний, которые предложили свои задачи для нового сезона проекта.
В текущем учебном году в Пермском крае школьникам предлагается 91 проект. Это в семь раз больше, чем годом ранее. Школьники уже приступили к работе. Например, ученик средней образовательной школы № 42 Перми Мухамед Лоиков отметил, что выбрал проект «Симультанные операции в абдоминальной хирургии», потому что свою жизнь хочет связать с медициной.

«Работая в проекте с преподавателем вуза, со студентами и врачами, я рассчитываю приобрести новые знания. Чтобы стать хорошим врачом, важны и знания, и практика. И очень здорово, что, еще учась в школе, я получаю возможность узнавать новое и развиваться в любимой области через проектную работу», – отметил участник проекта.

В Воронежской области участниками программы «Сириус.Лето: начни свой проект» стали 88 школьников, 30 из которых приступили к работе над решением проектных задач.

Одну из проектных задач – «Моделирование интеллектуальных информационных систем» – предложил Воронежский государственный технический университет. Ребятам предстоит поэтапно исследовать процедуру проектирования систем искусственного интеллекта и поучаствовать в разработке модулей интеллектуальной информационной системы «Агрополе». Это масштабный проект, который ведут эксперты университета. В прошлом году школьники также включались в его реализацию. Теперь проектным группам предстоит решить новые задачи.

«Сегодня искусственный интеллект применяется для управления посевной кампанией, расчета экономических показателей при той или иной стратегии, мониторинга состояния техники и многих других аспектов работы предприятия. Таким образом, мобильное приложение представляет собой автоматизированный офис, где есть функции экономического планирования, учета затрат, различные отчеты. Система призвана снизить издержки производства, повысить прозрачность производственных процессов и в итоге увеличить прибыльность бизнеса. Работу над данной программой ведут специалисты нашего университета. Мы предложили школьникам тоже включиться в некоторые задачи. Ребята участвуют в разработке модулей интеллектуальной информационной системы. В итоге они продумывают комплексный инструмент управления», – рассказал профессор кафедры систем автоматизированного проектирования и информационных систем Воронежского государственного технического университета Яков Львович.

В Саратовской области в программу вовлечены 106 учащихся под руководством 16 наставников. Они сформировали 21 команду. Ребята будут решать научно-технологические, инженерные и исследовательские проектные задания от Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, Балаковского инженерно-технологического института, Саратовского научного центра Российской академии наук, Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского и других партнеров.
Так, в течение учебного года школьники предложат, как можно модернизировать интерфейс и расширить функциональные возможности единого портала государственных и муниципальных услуг. Также участники разработают макет малогабаритного спутника для испытаний в атмосфере и анализа телеметрии. Еще один проект связан с поиском способов утилизации низкопотенциального пара, который применяется во многих промышленных процессах. Несколько проектов носят образовательный характер. Например, ребята разработают интерактивную обучающую систему по направлению «Большие данные» и экспериментальный практикум по электричеству. Также школьников ждут задачи в области других направлений науки и техники.

В Тверской области 18 школьников стали участниками программы «Сириус.Лето». Ребятам предстоит создать нейросеть для идентификации микропластика, разработать программное обеспечение с использованием технологий дополненной реальности для демонстрации инженерных систем зданий, создать сервис для подростков, страдающих сахарным диабетом, который позволит им грамотно планировать жизнь, учитывая особенности своего здоровья. Одним из партнеров программы выступает администрация Вышневолоцкого городского округа. Школьникам предстоит реализовать цифровой проект, посвященный истории, и воссоздать первоначальный облик культурно-исторических памятников муниципалитета: усадьбы М. И. Сердюкова, торговых рядов и Казанского летнего собора. Работу можно будет использовать в образовательных целях, а также для развития туризма в регионе.

«Наш проект объединяет историю и современные цифровые технологии. Основываясь на исторических источниках, мы будет воссоздавать в том числе утраченные памятники архитектуры. Сначала мы разработаем модели в цифровом формате, а затем реализуем макеты на 3D-принтере с помощью лазерной резки. Благодаря этому можно будет наглядно увидеть, как город выглядел в прошлом. Наш проект – междисциплинарный. В нем участвуют и ребята, увлеченные гуманитарными науками, 3D-моделированием и печатью, в дополнение к которой идут лазерная резка, фрезерование и ручное макетирование. По образованию я историк, занимался исторической информатикой, а еще мне очень нравится наставничество. Я включился в „Сириус.Лето“, чтобы получить новые знания и опыт, реализовать действительно нужный и яркий проект», – говорит аспирант кафедры «История философии» Тверского государственного университета Михаил Бабайцев.

В 2023/24 учебном году «Сириус» дал старт четвертому сезону Всероссийской образовательной инициативы по поиску и реализации научно-технологических проектов «Сириус.Лето: начни свой проект». По условиям программы ее партнеры летом предлагают участникам задачи, связанные с актуальными вопросами науки, технологии и бизнеса. Школьники выбирают одну из них и весь год занимаются реализацией проекта вместе с наставниками – студентами региональных вузов. Наставники курируют работу учащихся на всех этапах, помогают разобраться в задании и контролируют этапы его реализации. В конце учебного года команды представляют итоги. Проекты «Сириус.Лето» можно представлять на различных всероссийских конференциях и конкурсах, в том числе на научно-технологическом конкурсе «Большие вызовы».