13 ОКТЯБРЯ 2023
Школьники могут включиться в научно-технологические проекты четвертого сезона программы «Сириус.Лето»
Школьники со всей страны могут включиться в решение проектных задач четвертого сезона программы «Сириус.Лето». По условиям проекта в течение всего учебного года ребята будут работать над задачами, предложенными представителями крупнейших компаний, вузов, предприятий бизнеса. Помогать командам будут наставники – студенты региональных вузов, которые помогут ребятам лучше погрузиться в задачу и будут сопровождать их на всех этапах работы. Подать заявку можно до 22 октября.
«Сириус.Лето» позволяет школьникам познакомиться с задачами, стоящими перед страной и актуальными для развития ихмсобственных регионов, получить теоретические и практические знания благодаря проектной деятельности, познакомиться с востребованными профессиями, подготовить проекты для дальнейшего участия в различных всероссийских и международных конкурсах.

10-классница Ламара Дургарян из Подольска много лет увлекается космической сферой. Программа «Сириус.Лето» позволила ей укрепить знания в любимой области и освоить совершенно новые для нее навыки программирования. Ее проект связан с популяризацией знаний физики и астрономии.

Ламаре и другим участникам команды из разных регионов нужно было разработать визуализированную 3D-модель Млечного пути на языке Python. В перспективе продолжением проекта может стать полноценное мобильное приложение.
«Мы бы хотели развивать проект и создать универсальное приложение для изучения Галактики. Мой младший брат знает о моем увлечении космосом и не раз спрашивал, а как выглядит Вселенная за пределами Солнечной системы. Объяснить и связать их только на основе картинок сложно. А всем хочется именно представлять картинку. При этом на сегодняшний день наглядных и доступных 3D-карт Галактики практически нет, поэтому наш проект действительно актуальный», – рассказывает Ламара.

Школьникам предстояло составить карту Галактики со множеством объектов. Эти данные ребята брали из разных каталогов. Например, один из них – HIPPARCOS – астрометрический звездный каталог, созданный по результатам деятельности одноименного космического аппарата. Собранные данные участники вписывали в определенную программу, которая их визуализировала. Далее команде нужно было представить 3D-модели космических тел в приложении Blender.

А финальным этапом стала проработка дизайна и интерфейса будущего приложения. Например, команда придумала персонажа для всплывающих подсказок. Это героиня по имени Спутница. За основу школьники взяли образ Натальи Мурашкевич, сыгравшей Алису Селезневу в фильме «Гостья из будущего».

Восьмиклассник Александр Кокорев серьезно увлечен робототехникой и программированием. Свои знания он применяет, чтобы реализовать социально значимый проект. В рамках программы «Сириус.Лето» он начал разрабатывать концепт перчатки-тренажера для восстановления подвижности кисти и укрепления межполушарных связей. Подобные перчатки-тренажеры – это современный инструмент для реабилитации, например, после инсульта или перенесенных операций и травм. Вторая сфера применения – выполнение кинезиологических упражнений и активации межполушарного воздействия.

Работа прибора строится на так называемом зеркальном методе.

«Мой прибор работает по принципу зеркальной терапии с использованием технического зрения. Перчатка управляется микроконтроллером “Ардуино”. Программный код, необходимый для распознавания кисти, написан на языке программирования Python. Это работает так: сигнал со здоровой руки, а точнее, ее положение в пространстве, передается на компьютер с помощью машинного зрения. С компьютера по Wi-Fi сигнал идет на микроконтроллер тренажера. Таким образом, перчатка повторяет движения здоровой руки и помогает поврежденной конечности делать зеркальные жесты. Сам корпус перчатки я смоделировал в программе Fusion 360, а затем распечатал на домашнем 3D-принтере», – рассказывает Александр.

Перед началом работы над проектом исследователь изучил похожие устройства, которые уже существуют на рынке. Школьник пришел к выводу, что прибор можно улучшить.

«Изучив все доступные материалы об аналогах, я пришел к выводу, что многим устройствам не хватаем мощности. Кроме того, зачастую в таких тренажерах сгибаются одновременно все пальцы кисти. На моей перчатке по задумке каждый палец может сгибаться по отдельности с регулировкой мощности и скорости», – добавляет школьник.

Александр работал над проектом индивидуально, но, чтобы справиться с непростым заданием, консультировался с реабилитологом, неврологом и нейропсихологом. Они рассказали Александру, как именно проходит реабилитация пациентов после тяжелых заболеваний, какие методики и упражнения применяют врачи.

На сегодняшний день школьник разработал прототип механической системы, куда уже внедрен функционал сжимания и разжимания пальцев. Также была разработана часть ПО для выполнения упражнений и использованием нейросети машинного зрения. В настоящее время Александр продолжает трудиться над проектом и намерен доработать его функционал.

Проекты, над которыми работают участники «Сириус.Лето», можно представлять на всероссийских и международных конкурсах, в том числе на Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы».

Подробная информация о программе представлена на сайте «Сириус.Лето». После регистрации и одобрения заявки школьникам откроется доступ к базе проектных задач, где можно будет ознакомиться с ними и выбрать проект.