Проект Университета «Сириус» посвящен изучению основ и механизмов способностей к чтению, в частности, навыка понимания прочитанного. Особый акцент делается на исследованиях среди подростков. Согласно мониторинговым исследованиям, в подростковом возрасте уровень усвоения текста ниже, чем в начальной школе. Ученые «Сириуса» оценивают способности к чтению и пониманию текста с помощью методов психологии и лингвистики. В рамках этого проекта ученые попросили участников программы «Сириус.Лето» создать мобильное приложение.
«Наш центр работает над проектом, посвященным грамотности и навыкам усвоения текста. Внимательность, способность понимать и усваивать текст очень сильно отражается на успеваемости. Мы проводим соответствующие исследования, но, как и в любых других научных проектах, важно продумать алгоритмы, которые позволят проанализировать и систематизировать большой объем информации. Здесь на помощь ученым приходят технологии», — рассказывает младший научный сотрудник Центра когнитивных исследований по направлению «Порождение, передача и приобретение знаний» проекта «Грамотность как основа экономики знаний: нейронаучный подход» Марина Норкина.
В исследовании участвовала большая команда школьников и студентов из Москвы, Мурманска, Татарстана, Новосибирска, Свердловской области, федеральной территории «Сириус», которая работала по принципу действующих IT-компаний, когда каждая группа сотрудников подключается к проекту на определенном этапе. Над задачей работали лингвисты, программисты и ребята, увлеченные психологией и когнитивными исследованиями.
По задумке, пользователь загружает в приложение текст и задает определенные параметры. На их основе система генерирует вопросы о главных героях, событиях сюжета, локациях, где разворачиваются действия, отдельных главах или сюжете в целом, неочевидных и более глубинных смыслах текста. Школьник в формате теста отвечает на вопросы. В соответствии с задачами исследователя система может быстро генерировать разные типы вопросов — как в формате тестов, так и более развернутые. Ответить на вопросы можно в любое время в комфортном ритме, что позволит собрать данные у большого количества тестируемых.
Также вместе с учеными Университета проектная команда продумала критерии оценки текста на сложность. Это позволит подбирать контент, оптимальный для понимания той или иной возрастной группы, и учитывать параметры текста при сопоставлении результатов разных участников.
«Наш проект междисциплинарный. Он требует от школьников знаний IT, лингвистики, сферы когнитивных исследований. Работа началась с изучения большого пласта научной литературы, посвященной исследованиям в смежных областях. Также мы изучали программные решения, которые существуют на сегодняшний день и помогают ученым в сборе данных. Работа проектных команд велась в тесной связке с представителями Университета „Сириус“. С научной частью нам помогали ученые Научного центра когнитивных исследований и студенты IT-Колледжа Университета „Сириус“. В итоге мы создали клиентско-серверную основу, включающую в себя механики оценки сложности текста и автоматического создания вопросов разной сложности по загруженному тексту на основе заданных критериев тестировщиком. Также мы полностью проработали дизайн интерфейса», — прокомментировал наставник проекта, студент 4-го курса Национального исследовательского университета «МЭИ» Иван Акинфиев.
В ближайших планах команды — доработать проект до полноценного приложения и провести первые тестирования системы. Работа продолжится вместе с учеными «Сириуса», которые курируют проект после завершения программы «Сириус.Лето».