26 мая 2023
Участники Сириус. Лето разработали обучающие настольные игры для школьников
В мае 2023 года в регионах России проходят защиты проектов участников программы «Сириус.Лето». Школьники под руководством студентов-наставников в течение всего учебного года работали над задачами от ведущих вузов, крупнейших российских компаний и предприятий. В нескольких регионах ребята представили настольные игры на образовательную тематику.
Сегодня геймификация — одно из трендовых направлений в обучении. Она позволяет в игровой форме получить базовые знания многих сложных тем. В особенности такие настольные игры будут полезны учащимся, которые только начинают знакомиться с той или иной сферой знаний.

Так, в Удмуртской Республике ребята создали настольную игру для слабовидящих детей. Десятиклассница Софья Белоусова работала под руководством студентки 3-го курса Удмуртского государственного университета Ульяны Чернышовой. Софья несколько лет увлекается волонтерской работой. Свой первый проект «Безбарьерная среда» школьница адресовала людям с ограниченными возможностями здоровья. Его суть в создании карты парка имени Горького в Ижевске, которая включала в себя наиболее удобные маршруты передвижения и доступные аттракционы. В этом году Софья вместе с наставником решила сделать настольную игру для слабовидящих детей. На первом этапе ребята провели квест для третьеклассников школы № 256 Ижевска — учебного заведения для ребят с особенностями зрения. Такое сотрудничество позволило авторам проекта ближе пообщаться с детьми и обдумать методики, которые помогут развивать пространственное и креативное мышление. После этого девушки приступили к созданию настольной игры. Все задания обсуждались и корректировались совместно с педагогами школы. Необходимо было продумать все детали с учетом целевой группы: размер шрифта, цвета карточек и задания. Авторы проекта отмечают, что их игра призвана помочь школьникам развить важные социальные навыки.

«Игра состоит из карточек, на которых написаны задания для игроков. Например, соотнести персонажей, сгруппировать предметы по свойствам, определить, для чего применяется то или иное устройство. Все задания разделены по уровням сложности и призваны развивать пространственное, креативное мышление, эмоциональный интеллект и другие навыки. Всего таких карточек 90, и они разделены по уровням сложности. Мы работали над проектом, постоянно консультируясь с педагогами школы, чтобы перенимать опыт специалистов и точно понимать, что нужно детям», — рассказывает Софья Белоусова.

Девушки намерены развивать свой проект дальше, в планах — распространить игру по другим школам, где учатся дети с особенностями зрения. Кроме того, подобную «настолку» планируется создать для ребят постарше, в возрасте 10−14 лет.

Настольную игру по геймификации знаний в сфере нефтегаза «СквОжина» придумали школьники из Вологды. Над проектом работали шесть учащихся: восьмиклассники Сергей Филаретов, Ярослав Суслов, Андрей Пысларь, Тимофей Салов, Раван Сыдыгов из средней образовательной школы № 14, а также десятиклассница из средней образовательной школы № 13 Полина Смирнова. Наставником стал магистрант 1-го курса Вологодского государственного университета Дмитрий Трусов.
Индустриальными партнерами проекта выступили предприятия «Газпром газораспределение Вологда» и «Газпром межрегионгаз Вологда» при взаимодействии с департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области.

«В период тотальной цифровизации актуально развивать новые методы и средства обучения. Одним из таковых является геймификация. Это способ сделать какой-либо процесс похожим на игру. Это поможет школьникам получить базовые знания о нефтегазовой сфере в увлекательной форме. Чтобы игра была и полезной, и интересной, мы ознакомились со множеством других настольных игр и изучили саму игровую механику», — рассказывает Тимофей Салов.

Настольная игра демонстрирует специфику различных нефтегазовых предприятий, а также затрагивает экономическую, экологическую и стратегическую составляющие. По сюжету в игре есть нефтяные и газовые вышки. Они размещаются по краям игрового поля. Далее игроки кидают кубики. После каждого броска участник может поставить свою вышку, накопить очки или получить бонусную карточку. Если две вышки оказываются рядом, у игрока появляется возможность построить трубопровод и получить больше баллов. Еще одна возможность заработать больше очков — оказаться рядом с поселением на карте. В таком случае игрок может «провести» туда трубопровод и продвинуться вперед. Игра заканчивается тогда, когда игрок набирает сто баллов.

Школьники продумали сценарий, на 3D-принтере напечатали игровые фишки, а с помощью различных графических редакторов проработали игровое поле и карточки, в том числе с интересными фактами о нефтегазовой сфере. Команда успешно защитила свой проект на итоговой конференции, и теперь ребята намерены апробировать свою разработку.

Всероссийская образовательная инициатива «Сириус.Лето: начни свой проект» реализуется с мая 2020 года. Школьники летом находят задачу для проектной работы и трудятся над ней в течение учебного года. Все проекты связаны с актуальными современными вопросами науки, технологий, бизнеса. На этой программе ребята работают под кураторством студентов-наставников.