16 ноября 2022
Школьники Брянской области на программе «Сириус.Лето» разрабатывают маршрут экологической тропы
В Брянской области школьники, которые включились в новый сезон программы «Сириус.Лето: начни свой проект», прорабатывают маршрут экологической тропы в местном ботаническом саду. Такую задачу перед ребятами поставил Брянский государственный инженерно-технологический университет.
В Брянской области региональным координатором программы выступает центр одаренных детей «ОГМА», он оказывает большую организаторскую и сопроводительную помощь.

«Мы направляем от центра специалистов, которые курируют каждую проектную задачу, в том числе по созданию экологической тропы. Это обязательно люди,, связанные с данной сферой научных знаний. У нас есть общий чат со всеми участниками проекта. Каждый в любой момент может обратиться за консультацией. А в конце года мы проведем специальную программу, посвященную защите проектов, чтобы у ребят было понимание, как правильно презентовать свою идею», – рассказала начальник проектного отдела Регионального центра «ОГМА» Галина Ширяева.

Над данной задачей работает команда из 17 школьников, которые в общей сложности представляют 13 школ региона. Наставниками выступили студенты Брянского государственного инженерно-технологического университета Юлия Меркулова и Анастасия Гаппоникова, Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского Наталья Силина, Мария Шакун и студент Брянского государственного технического университета Дмитрий Шелаев.
Ботанический сад имени Б.В. Гроздова входит в экосистему Брянского государственного инженерно-технологического университета. Здесь проводятся научные исследования. При этом сад очень любят местные жители и гости города. Эксперты вуза справедливо отметили, что им будет интересно больше узнать о разнообразной флоре ботанического сада. Поэтому было принято решение разработать маршрут экологической тропы.

«У ботанического сада очень удобное местоположение – в самом центре города. При этом тут можно встретить очень необычные растения, не характерные для нашей местности. Они были завезены из разных уголков нашей страны. И здесь удалось создать для них все необходимые комфортные условия. Маршрут экологической тропы нужен, чтобы гостям сада было тут удобно и интересно. Также мы попросили школьников разработать таблички с описанием растений. Это нужно, чтобы гости могли ориентироваться здесь даже без экскурсовода», – поясняет проректор по образовательной деятельности и молодежной политике Брянского государственного инженерно-технологического университета Никита Захаров.

На первом этапе ребятам необходимо было подробно изучить культуры, которые растут на территории ботанического сада. Далее школьникам предстоит разработать комплексный план экологической тропы, проработать дизайн 3D-моделей маркировочных стендов и сувенирной продукции, изучить информацию и продумать описание растений. По задумке, посетители парка смогут больше узнать о растениях благодаря стендам с QR-кодами, содержащими познавательную информацию. Также ребятам предлагают проектировать план маршрута для посетителей в формате видеоэкскурсии с использованием программы Realtime Landscaping Architect.

Помимо туристической составляющей проекта, есть еще и научная. Школьникам нужно будет оценить адаптационный потенциал растений, выращенных in vitro в лаборатории, что позволит расширить коллекцию растений ботанического сада. Над задачей ребята будут работать в течение всего учебного года.

Среди участниц команды – ученица Брянского городского лицея № 2 имени М.В. Ломоносова Полина Бизюкина. Девушка увлекается биологией, участвует в школьных олимпиадах по этому предмету и посещает дополнительные занятия в регцентре «ОГМА». Но биология не единственное увлечение Полины.
«Летом я впервые посетила ботанический сад. Меня очень заинтересовали растения, кустарники, и я с радостью включилась в проект. Но изучение растений не единственное направление работы. Мне вместе с другими ребятами предстоит разработать дизайн маркировочных стендов и сувениров. Сейчас мы уже делаем чертежи будущих табличек, продумываем форму, шрифт на русском и на латыни, визуальное оформление. Помимо биологии, мне очень нравится дизайн. Я изучала программы для работы, и очень здорово, что в проекте эта составляющая есть», – говорит Полина.

В настоящее время наставники проекта уже обсудили с заказчиком траекторию развития проекта и познакомились со школьниками, которые вошли в их команды. Все вместе побывали в ботаническом саду и познакомились с видовым разнообразием произрастающих культур.

Программа «Сириус.Лето: начни свой проект» реализуется с целью создания механизма вовлечения талантливой молодежи в работу над актуальными задачами российской науки, индустрии и бизнеса. Школьники работают в командах под руководством наставников из числа студентов региональных вузов. Они помогают участникам разобраться в задаче и сопровождают ребят в течение всего проекта. Партнерами проекта выступают крупные индустриальные и технологические компании и научно-исследовательские институты, организации высшего образования, которые предлагают задания командам.