15 августа 2022
От Сириус. Лето до «Больших вызовов»: участники обеих программ рассказали об опыте проектной работы
С 15 августа начинается регистрация и набор школьников — будущих участников программы «Сириус.Лето: начни свой проект». Это Всероссийская образовательная инициатива по поиску и реализации научно-технологических проектов учеников под руководством студентов-наставников.
Ребятам предстоит выбрать задачу, над которой они будут работать в течение всего учебного года, а в конце мая 2023 года состоится защита проектов.

Кроме того, проект из программы «Сириус.Лето» можно заявить для участия во Всероссийском научно-исследовательском конкурсе «Большие вызовы». В случае успешной защиты победителей пригласят на очную одноименную образовательную программу в «Сириус», которая проходит каждый год в июле.

Поговорили с несколькими ребятами, которые участвовали в обеих программах и попросили их рассказать, как опыт проектной деятельности в Сириус. Лето помог им пройти на программу и поработать на «Больших вызовах» в этом году.
Ксения Давыдова из школы № 12 города Орла в этом году приехала на направление «Нанотехнологии». А ранее в Сириус. Лето изучала морфологию поверхности висмута и влияние травления на его поверхность.

«Выполняя этот проект, я научилась работать на сканирующем зондовом микроскопе СММ-2000 и анализировать с помощью специальных программ полученные снимки. Наша команда занималась разработкой различных нанопокрытий с заданными свойствами. Я создавала покрытия на основе каликсаренов и анализировала полученные результаты. Безусловно, этот опыт помог мне на „Больших вызовах“. Без знаний о нанотехнологиях и опыта работы с материалами, программами для обработки снимков, со сканирующим зондовым микроскопом, которые я получила на Сириус. Лето, мне здесь пришлось бы очень тяжело. К тому же благодаря этому проекту я прошла на программу „Большие вызовы“ и приехала сюда в июле», — поделилась Ксения.

На «Больших вызовах» девушка с командой работала над проектом по созданию и исследованию функциональных нанопокрытий с заданными свойствами. Она поясняет, что узнала очень много нового: как готовить растворы, что такое топологический анализ данных и как правильно рассчитывать экономическую составляющую исследования.

Житель федеральной территории «Сириус», ученик Президентского лицея Степан Муравьев на программе «Сириус.Лето» занимался разработкой концепции атомно-водородной генерации на основе атомной станции малой мощности «Шельф».

"За время решения этого кейса я научился лучше работать с данными и их структуризацией, а также более продуктивно визуализировать концепции и создавать 3D-модели", — рассказывает Степан.

На «Больших вызовах» он принял участие в проекте «Разработка робототехнического комплекса для демонтажа графитовой кладки и металлоконструкции реактора РБМК-1000».
«Звучит сложно, но тема интересная. В команде я был дизайнером и цифровым визуализатором. Задача состояла в создании короткометражной анимации, включающей в себя процесс работы нашего РТК. Здесь я научился работать с узконаправленными задачами и находить нестандартные пути их решения, более подробно разобрался в функционировании разных типов реакторов и их устройстве, а также прокачал hard skills в 3D-моделировании и свои soft skills. Участие в Сириус. Лето помогло мне расширить базу знаний в атомной энергетике и научило работать с научно-исследовательскими проектами, что напрямую помогало мне на „Больших вызовах“», — поясняет участник.

Кристина Скрыбыкина из города Якутска в 2022 году работала над проектом «Получение и изучение свойств биоразлагаемых пленок» в рамках научно-технологической программы «Большие вызовы» направления «Новые материалы». А до «Больших вызовов» попробовала себя в Сириус.Лето.
«В Сириус. Лето я занималась разработкой и изучением композитных материалов на основе политетрафторэтилена (ПТФЭ). Благодаря этому исследованию участвовала во многих крупных мероприятиях. Например, в международных конференциях ISEF (International Science and Engineering Fair), YISF (Yakutia International Science Fair) в рамках международных интеллектуальных игр, во Всероссийской научно-инновационной конференции школьников „Открой в себе ученого“. За этот учебный год я приобрела полезные навыки и огромный опыт, который обязательно пригодится мне в будущем», — признается Кристина.

Анна Гулякина в этом году приехала на направление «Умный город и безопасность» программы «Большие вызовы». Она работала над проектом «Экологическая карта СИБУР». Анна сравнила опыт двух программ и поделилась впечатлениями.
«На программе „Сириус.Лето“ я работала над проектом „Школьный космический метеоцентр“. Мы разрабатывали концепцию метеостанции, которая может быть собрана силами школьников и преподавателей и установлена на территории образовательных учреждений. А на „Больших вызовах“ наша команда трудилась над проектом „Экологическая карта СИБУР“. Я выполняла роль конструктора 3D- моделей и программиста серверной части. Опыт программы „Сириус.Лето“ на самом деле помогает. Проекты были созвучны, и я применяла те навыки, которые приобрела на программе „Сириус.Лето“», — делится участница.

Зарегистрироваться на программу и выбрать проект школьники могут с 15 августа по 18 сентября. Официальный сайт «Сириус.Лето: начни свой проект» — https://siriusleto.ru/.