2 августа 2022
Быть наставником: студенты рассказали, зачем участвовать в Сириус. Лето
1 августа открылась регистрация для студентов и аспирантов на третий сезон Всероссийской образовательной инициативы «Сириус.Лето: начни свой проект». Студенты старших курсов бакалавриата и специалитета, магистранты и аспиранты смогут попробовать себя в роли наставников проектных команд и поработать со школьниками над актуальными задачами развития страны.
Успех на программе «Сириус.Лето: начни свой проект» во многом зависит от грамотной работы тандема «школьники-наставник». Перед студентами стоит непростая задача: стать посредниками между участниками и компанией-заказчиком, собрать и структурировать всю информацию о проекте, чтобы грамотно передать знания ребятам, распределить задачи и контролировать их выполнение на всех этапах. Как выстроить эту работу эффективно и что дает проект «Сириус.Лето» студентам? Об этом поговорили с несколькими наставниками программы, которые участвовали в двух сезонах проекта.

Никита Сидоров — аспирант Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Во втором сезоне «Сириус.Лето» он был наставником проекта по разработке концепции атомно-водородной генерации на Крайнем Севере с использованием атомных станций малой мощности. Кирилл Мамонов учится в Московском физико-техническом институте. Под его руководством школьники продумывали рекомендательную систему по выбору мест, дополнительных товаров и услуг для пассажиров поездов. Олег Щербаков — магистрант МГУ имени М. В. Ломоносова. Его команде предстояло изучить новую лексику, которая обогатила концепт «путешествия» в последние пару лет, классифицировать ее и сделать выводы о тенденциях в развитии языка.

Как вы выстраивали свою работу с командой?
Никита Сидоров: Были сформированы две команды. Они разрабатывали концепции для двух разных городов. Также был проведен технико-экономический и экологический анализ внедряемых решений. Ребята выполняли задачи и демонстрировали результаты в формате коротких презентаций, которые мы тщательно разбирали, чтобы определить дальнейшие направления работы.

Кирилл Мамонов: На нашем проекте было два наставника и пять участников. Мы выделили две части, которые можно вести параллельно. Над разработкой рекомендательной системы работали два школьника под моим менторством. Вторая группа занималась созданием пользовательского интерфейса. Ею руководил мой коллега. У нас был общий чат, где мы решали рабочие вопросы, а также общались на видеоконференциях. Были реализованы item-based и user-based рекомендательные системы, которые легли в основу конечного продукта. Кстати, к поддержке наставников активно подключился Центр педагогического мастерства Москвы. Специалисты помогали методическими рекомендациями и оперативно консультировали в чате наставников.
Олег Щербаков: Мы встречались с участниками каждую неделю на протяжении трех месяцев. В течение 10−15 минут я представлял тот теоретический материал, который им будет нужен для исследования и который они пока не смогут обработать самостоятельно. Вся практическая работа оставалась за студентами, а я направлял их и консультировал. Самым сложным было организовать подачу материала так, что ребятам было интересно и понятно. Не хотелось пугать большими определениями и сложными терминами, поэтому старался как можно доступнее объяснить основные теоретические положения по теме. А самым интересным было в принципе наблюдать за тем, как проект развивается, как участники ищут материал, делятся своими идеями.

Чему вы научились на проекте «Сириус.Лето»? И зачем, на ваш взгляд, будущим наставникам включаться в проект?

Никита Сидоров: Во второй сезон пришел, чтобы продолжить работу с заказчиком из первого сезона — Физико-энергетическим институтом имени А. И. Лейпунского. А в первый сезон — по причине того, что понравилась работа со школьниками на интенсиве Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, в котором я тогда обучался. Решил продолжить интересный опыт работы с подрастающим поколением и новое направление развития для себя. На «Сириус.Лето» ты учишься управлению проектом на деле. А еще он дал мне понимание, что жизнь не ограничивается основной работой и что в современном мире важно развивать несколько компетенций. На первых этапах удалось прокачаться в работе над научно-исследовательскими проектами и их сопровождении. Сейчас больше приходится обращать внимание уже на практико-ориентированные работы — реализацию макетов, прототипов, рабочих моделей. Меньше теории, больше практики. Зачем участвовать в «Сириус.Лето»? Попробовать себя в роли менеджера проекта, помочь своим подопечным реализовать его и порадоваться полученным результатам. Сам проект позволяет пообщаться с единомышленниками, заказчиками, поучаствовать в различных мероприятиях «Сириуса». Например, в саммите молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки».
Кирилл Мамонов: Я работаю специалистом по анализу данных и машинному обучению в IT-подразделении Почты России, и проект очень созвучен моим компетенциям. Работа над ним, в частности, позволила мне понять, каково это — работать фактически на аутсорсе, когда у тебя распределенная команда. В условиях пандемии, например, это очень полезное знание. Работа в качестве наставника позволяет мне развить свои управленческие навыки, попробовать себя в качестве руководителя команды, состоящей только из молодых разработчиков. Здесь возникают порой вопросы, над которыми опытный человек, может быть, и не задумывается. Они для тебя уже на грани автоматизма, рутины, но при детальном рассмотрении способны повысить твою эффективность в рабочем процессе. При этом ты и сам открываешь для себя новое. Проект «Сириус.Лето» создал отличный формат для прокачки у студентов-наставников управленческих компетенций на реальных исследованиях и с реальной командой, учитывая уровень подготовки сегодняшних школьников, которые уже способны получать предложения на стажировки в лидирующие российские IT-компании. Такие возможности и опыт являются очень ценными для карьерного развития.

Олег Щербаков: Самые главные навыки — организационные. Думаю, они неплохо у меня были развиты и до этого, но на наставнике всегда двойная ответственность — не только организовать себя и подачу материала так, чтобы было понятно и интересно, но еще и организовать работу участников с учетом дедлайнов и личностных характеристик ребят. Важно уметь правильно планировать свое время и с уважением относиться к занятости участников.

Зарегистрироваться на программу в качестве наставника можно с 1 по 31 августа 2022 года, выбрать проект — с 15 августа по 18 сентября. Официальный сайт «Сириус.Лето: начни свой проект» — https://siriusleto.ru/.