23 июня 2022
Участники «Сириус.Лето» защитили свои решения по проектам группы компаний «ИнЭнерджи»
Компания «ИнЭнерджи» организовала итоговую защиту решений по проектным задачам «Город Net zero» и «Цифровая модель гибридного транспортного средства с водородном топливным элементом», предложенных школьникам в рамках Всероссийской образовательной инициативы «Сириус.Лето».
Решая задачу «Город Net zero», Леонид Мильков из Оренбургской области разработал концепцию инновационной территории, неподалеку от промышленных городов Гая, Орска и Новотроицка, которая могла бы появиться в его регионе, обеспечив жителей указанных населенных пунктов более комфортными условиями проживания.

«Оренбургская область – это Приволжский федеральный округ с резко континентальным климатом. Зимой может быть очень холодно, а летом, наоборот, очень жарко. Сильные ветра, много солнечных дней дают возможность получить и накопить для нашего города энергию из природных источников. Во время работы я исследовал информацию о своем крае, промышленности, энергетике, технологиях “умного дома”, альтернативных источниках энергии», – представил свой проект Леонид.

По его задумке, инновационный город можно обустроить недалеко от местной электростанции, что позволит сократить потери электричества. Данный участок местности равнинный, поэтому тут будет удобно разбить сельскохозяйственные угодья. А возможность подключения к общей сети города даст возможность использовать сельскохозяйственную технику «умного» типа с питанием двигателя от электричества. В целом проект предполагает, что в каждом квартале инновационного города будет расположена подстанция. По подземным каналам такие подстанции будут объединять дома и административные здания.
«Повсеместно будет действовать система “Умный дом”. Она предполагает установку датчиков уровня освещенности. Они позволят при необходимости оперативно включать и выключать свет, а значит, жители смогут контролировать затраты. Отапливать типовой дом города Net zero можно будет с помощью теплового насоса, который преобразует тепло окружающей среды, а необходимый электрический ток предполагается получать от системы солнечных панелей. Такие же панели будут применяться и для бытовых нужд, и нагрева воды. Энергетическим «сердцем» города станет цифровая подстанция, где будет считываться и обрабатываться информация со всех датчиков и сенсоров в городе», – поясняет Леонид.

Свой проект школьник представил в виде макетов кварталов и улиц, выполненных в программе SketchUp.

В рамках второй проектной задачи участникам «Сириус.Лето» предстояло создать концепцию гибридного транспорта на водородном топливном элементе. Самой сильной была признана компьютерная игра о гибридном автомобиле на водородном топливе, созданная Аверьяновым Владиславом, Богданом Кристианом и Котчуровым Степаном, чтобы все желающие могли больше узнать о таком виде транспорта и особенностях расхода традиционного и альтернативного топлива на различных участках дороги.
Среди работ, высоко оцененных жюри, и цифровая модель гибридного дирижабля, работающего на водороде. Концепцию разработали Никита Шарков и Арина Строева.

«Проблематика проекта состоит в том, что современная система северного завоза не позволяет вовремя обеспечить все удаленные населенные пункты Якутии жизненно необходимыми грузами. Причин несколько: это и обмеление рек, и низкий уровень развития транспортных сетей, и много стадий доставки», – поясняют участники проекта.

Сейчас грузы в Якутии главным образом доставляются через авиатранспорт и водным путем. Альтернативой могут стать дирижабли на водороде.
Школьники обозначали сразу несколько важных преимуществ этого вида транспорта: возможность использования не зависит от времени года, грузоподъемность – до 100 тонн, для дирижаблей не нужно строить дороги, а их скорость в среднем составляет 100 километров в час. В своем проекте авторы продумали наиболее оптимальные параметры дирижабля, рассчитали его размеры и мощности.

Также среди лучших проектов – цифровая модель современного мусоровоза на водороде, подготовленная Мисютиным Владимиром и Ошеровской Дарьей. Прежде всего, школьники обозначили преимущества двигателя, работающего на водороде.

«Единственным продуктом выхода является вода, поэтому никаких вредных выбросов в окружающую среду нет. Также водородный двигатель является бесшумным. Бак с водородом отличается высокой безопасностью по сравнению с бензином. Электрокар подзаряжается долго, в то время, как заправка водородного бака осуществляется менее чем за 5 минут», – пояснили участники.

Также школьники отметили хорошую грузоподъемность и проходимость такой машины.

«В 2019 году в России образовалось почти 54 миллиона тонн бытовых отходов, что на 20% больше, чем в 2018-м. Следствием роста населения будет наращивание потребления ресурсов и, как следствие, увеличение количества отходов. Эти цифры иллюстрируют актуальность поиска инновационных решений для управления потоками муниципальных отходов», – пояснила Дарья.

Школьники проанализировали риски, себестоимость, грузоподъемность такого вида транспорта. Мусоровоз оснащен топливной ячейкой МОПТЭ.

Команды, сформированные для решения задач, поставленных ГК «ИнЭнерджи», включали в себя представителей разных регионов России, поэтому территориальная удаленность была одним из вызовов, которые участники успешно преодолели с помощью студентов-наставников: Александры Нечипорук, Юрия Сапрунова, Любови Лазаревой и Дмитрия Тимофеева.